Previous Entry Add to Memories Share Next Entry
С 1 сентября среднее образование в России будет платным?!
на работе 2
mihvass
 Как-то в воскресенье мне позвонила одна из моих коллег, учитель с большим стажем. Ее голос был взволнован: "Михаил Васильевич, мне родители сказали, что, по совершенно новой информации, среднее образование с 1 сентября 2011 года будет платным". Оказалось, что родители наших учеников нашли в Интернете информацию следующего содержания (далее маленькая выдержка):
"Государственной Думой, благодаря партии «Единая Россия», которая единогласно (314 голосов) проголосовала «за», был принят закон, согласно которому, с 1 сентября 2011 года среднее образование в России станет платным".
Я испугался и стал рыться в Интернете в надежде найти объяснение этому странному утверждению. И нашел множество практически идентичных текстов.

http://izhevsk.avtonom.org/2011/04/16/366/
 

http://vkontakte.ru/note1299798_10965914

http://managerlive.net/news/c_1_sentjabrja_2011_goda_srednee_obrazovanie_v_rossii_stanet_platnym/2011-04-16-22

С 1 сентября 2011 года обучение в школе станет платным
 
В российских новостях - http://news.rambler.ru/9609624/
 
И даже на сайте городской газеты ПроГород - www.pgorod.ru/narod/81527

Еще больше меня удивило то, что мне удалось обнаружить такое же точно (слово в слово) сообщение, датированное весной 2010 года. Вот например, статья от 24 апреля 2010 года 13:22 в Свободной Прессе - http://svpressa.ru/t/24419/
 
Или вот вообще от 13 марта 2010 года - http://www.obrazovanie.by/news/
 
То есть это не новость! Что это тогда такое? Политическая шумиха? Возможно, ведь обычно вначале речь идет о том, что закон принят при активном содействии Единой России. 
 
А может быть здесь что-то большее? Да и речь идет о каком-то законопроекте. Только когда он принят и что это такое?
Вообще же шумиха эта поднялась давно. И связано это с принятием федерального закона Российской Федерации N 83-ФЗ от 8 мая 2010 г.  "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", который был принят Государственной Думой Российской Федерации 24.03.2010г. и вступил в силу с 01.01.2011г. - http://www.rg.ru/2010/05/12/pravovoe-izmenenie-dok.html.
В этом законе ни слова нет о платном образовании. Правда там идет речь о том, что к 2012 году все учреждения должны изменить свой тип и стать либо казенными, либо бюджетными, либо автономными. Конечно в случае автономных учреждений государство планирует несколько сэкономить, хотя явно об этом и не говорится. Однако во всех подобных статьях про платное образование информация "высосана из пальца". Например: 
"Единственное, что ребенок может получить бесплатно – это несколько 
базовых предметов. Речь идет о русском языке (2 часа в неделю), 
английском языке (2 часа в неделю), математике (2 часа в неделю), 
физической культуре (2 часа в неделю) и истории (1 час в неделю). А за 
такие предметы как рисование, музыка, информатика, физика, химия, 
биология и др. родителю придется заплатить. По предварительным данным, 
стоимость обучения в месяц составит порядка 6-7 тысяч рублей. Это порядка 54-70 тысяч в год и около 630 тысяч за все 11 лет обучения."
Интересно откуда взяли такие цифры. Государственный образовательный стандарт на тот момент был принят только по начальной школе))) А суммы оплаты так и вообще не понятно для какого региона, а ведь в нашей стране это принципиально.
Вот и еще интересная цитата: "Отметим, что первые три класса остаются бесплатными и в их программу". Но начальная школа - это 4 года и это утверждено в стандарте (ФГОС начальной школы).
 
Министерство образования и науки РФ тоже было обеспокоено волной таких сообщений. Не вступая в полемику с авторами не соответствующих действительности утверждений о переходе к платному школьному образованию, Министерство посчитало необходимым опираться на ряд очевидных фактов - см. http://www.newtariffs.ru/blog/platnoe-obrazovanie-v-shkolakh-s-2011-goda
 
 
Конечно в недалеком будущем возможно какая-то часть образования и будет платной. Но это будет не завтра и не с 1 сентября. Такой переход будет постепенным. А сейчас школам не только не разрешается делать образование платным, но даже и думать о том, что родители могли бы заплатить за повышенный уровень образования или качество услуг или за дополнительные образовательные услуги. 
А их в школе очень много. Например, сегодня в департаменте финансов Кировской области при проверке нового Устава (а мы как ни странно стали казенными, хоть и хотели стать автономными) было сказано, что воспитательная внеурочная деятельность не относится к основным видам деятельности лицея и не финансируется государством. Значит за проведение классных часов, новогодних праздников, беседы про вред алкоголя и наркотиков нужно брать деньги с родителей))) 
К сожалению, это шутка, правда и ответа, кто же будет тогда финансировать воспитательную деятельность, пока нет...

И правильно делает государство, что не финансирует воспитательную внеурочную деятельность. Не слишком давно я в очередной раз запостил на http://matholimp.livejournal.com/585098.html своё очень давнее:
...
Положение усугублялось тем, что и в целом воспитательная работа на уроках оказалась в те годы, которые мы теперь называем застойными, в плену ложных педагогических стереотипов. Глубочайшая причина массовых педагогических заблуждений коренится, по-видимому, в организационной структуре бывших минпросов и Академии педагогических наук, где обучение и воспитание проходили по различным ведомствам. В школах (на противоположном полюсе педагогической иерархии) учебная и воспитательная работа также поручены двум разным заместителям директора.
В конечном счете, это привело к тому, что у широкой массы учителей сложилось отношение к воспитательной работе как к чему-то внеклассному, внеурочному, третьестепенному. Ущербность этой точки зрения показывает даже простой подсчет времени. Единственный в неделю классный час приходился на 30+ уроков, то есть за рамками формальной воспитательной работы осталось примерно 97% времени общения учителей с учащимися.
Гораздо хуже то, что эти 97% не просто пропадали впустую. Ни один урок не может быть нейтральным в воспитательном отношении. И если учитель не планирует свою воспитательную работу заранее, то воспитательный (точнее, антивоспитательный) эффект возникает стихийно. Именно так и произошло с информатикой, где воспитательная работа была запущена не отдельными учителями, а сразу повсеместно в масштабе всей страны, ибо вообще даже не предполагалась.
...

(Deleted comment)
Как и всё общественное, общественный заказ остался в прошлой стране. Однако, повторюсь, главная часть воспитательного процесса происходит именно на уроках. Или не происходит (и тогда, безусловно, виновата школа).
Да, случается врождённый учительский талант, когда учитель воспитывает не только не запланировав заранее свою воспитательную работу, но даже толком не осознавая, что (и как) он её проводит. Однако талантом одарены далеко не все (тем более, при нынешней ситуации с конкурсом в педвузы). Отсутствие таланта должна компенсировать забота администратора (директора, завучей).

А мы в следующем году в Тверской гимназии в 4-ом классе будем за 3 отобранных урока платить. И это абсолютно на законном основании, это не выдумка директора - это новый СанПиН для начальной школы.
По всей России в начальной школе с сентября 2011 года действительно сокращается на 3 урока в неделю.Новый СанПин ограничил максимальную недельную нагрузку в уроках на 2 часа в неделю, (но в то же время новый стандарт разрешает 10 дополнительных послеурочных факультативных часов в неделю, т.е. "уменьшение нагрузки" -это просто повод срезать уроки). Действительно, если смотришь стандарт - там прописана максимальная недельная нагрузка:
1 кл - 20
2-4 класс - 25.
Все замечательно. До сих пор с такой нагрузкой и работали начальные классы со 2-го по 4-ый: 25 часов в неделю.
НО!!! С 1 сентября начинает работать НОВЫЙ СанПин для школ.
Что там?
"Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей 3.
2-4 класс: при 6-дневной неделе 26,при 5-дневной неделе-23"
Поэтому, многие начальные классы, чтобы не терять количество уроков переходят на 6-ти дневку! Если учесть, что в следующем году будет три урока физ-ры в неделю, то
у кого пятидневка снимают 3 урока, а не 2.
У кого-то - это 2 английского и риторика, как у нас (плакала наша гимназия с углубленным английским), у кого-то - это математика, русский и литература.
Ссылка на САНПИН:
http://mon.gov.ru/dok/akt/8321/
Про эту фразу отдельно:
"Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через УРОЧНУЮ И ВНЕУРОЧНУЮ деятельность, определяют "
Получается что 23 часа - это урочная и внеурочная деятельность!?
По стандарту 10 внеурочных разрешается, отсюда следует, на урочную можно оставить 13?
Во многих московских гимназиях эти три отобранных часа уже предлагают добирать платными факультативами. Нам пока не предложили ничего!
Что означает единственный иностранный язык в гимназии с углубленным английским - 2 раза в неделю? Это означает, что качество образования по английскому языку упадет в два раза. Это означает, что родителям придется искать различные курсы иностранного (это 2000 в месяц за 2 занятия в неделю) или дополнительные часы репетитора (2000 - 5000) в месяц. У кого есть деньги - заплатит! Нет денег - останется дураком!
Про бесплатный факультатив мне говорить ничего не нужно! Бесплатный факультатив - это группа в 25 человек (а не 12 человек как во время урока) и зарплата преподавателя за факультатив составляет 1/3 от зарплаты за урок. Бесплатный факультатив - это фикция! Сможет ли такой факультатив заменить полноценный урок?
Практически везде сокращаются ставки воспитателя группы продленного дня.
Значит будут организовываться платные группы продленки (около 2000 в месяц + обеды). Где-то они и так уже платные.
Умышленно ли стандарт и санпин противоречат друг другу?
Истина познается на практике!
К сожалению, практика показывает, что к платному образованию мы идем очень уверенной поступью.
Во многих школах уже насоздавались платные факультативы и преподаватель, если к нему не ходишь на факультатив - выше тройки не ставит.
Уже многие платят, но не ходят - лишь бы оценки не портить ребенку.

Вот что отвечают разработчики стандарта на вопрос: «Не считаете ли Вы необходимым выделение специального стандарта для таких видов образовательных учреждений, как гимназии и лицеи?».
«-Я не считаю, что необходима разработка специального стандарта для гимназий и лицеев. Гимназии и лицеи — это образовательные учреждения, реализующие программы начального, основного и полного общего среднего образования, входящие в стандарт образования, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации полностью оплачивается государством. Если гимназии и лицеи реализуют дополнительные программы, то это может вводиться как платное обучение. Но выделение их в отдельные субъекты стандартизации я считаю необоснованным.»
http://www.standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=263

ЕСЛИ МЫ ТЕПЕРЬ БУДЕМ ВЫНУЖДЕНЫ ОПЛАЧИВАТЬ ТРИ УРЕЗАННЫХ УРОКА, КОТОРЫЕ БЫЛИ БЕСПЛАТНЫМИ В ЭТОМ ГОДУ, РАЗВЕ ЭТО НЕ ПЕРЕХОД К ПЛАТНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ?


Ну если учителя так читают законы, то что говорить о чиновниках?

Специально для Вас выдержка из СанПиНа, на который вы меня посылаете. В ней явно видно, что в 2-4 классах стало 26 часов в неделю при шестидневной учебной неделе (а было 25, как вы и говорите - см. ниже).

Таблица 3. Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки

Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах
При 6-дневной неделе, не более
При 5-дневной неделе, не более
┌───┬-──────┐
│Кл... │нагрузка │
│..... ├──┬──┤
│..... │6-дн│5-дн│
├───--┼──┼──┤
│ 1кл │ -- │ 21 │
├───┼──┼──┤
│ 2-4 │ 26 │ 23 │
├───┼──┼──┤
│ 5кл │ 32 │ 29 │
├───┼──┼──┤
│ 6кл │ 33 │ 30 │
├───┼──┼──┤
│ 7кл │ 35 │ 32 │
├───┼──┼──┤
│ 8-9 │ 36 │ 33 │
├───┼──┼──┤
│10-11│ 37 │ 34 │
└───┴──┴──┘
А вот выдержка из старого СанПиНа 2.4.2.1178-02
Таблица 3. Гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки
Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах
При 6-дневной неделе, не более
При 5-дневной неделе, не более
┌───┬─────┐
│Кл.. │нагрузка │
│.... ├──┬──┤
│.... │6-дн│5-дн│
├───┼──┼──┤
│ 1кл │ -- │ 20 │
├───┼──┼──┤
│ 2-4 │ 25 │ 22 │
├───┼──┼──┤
│ 5кл │ 31 │ 28 │
├───┼──┼──┤
│ 6кл │ 32 │ 29 │
├───┼──┼──┤
│ 7кл │ 34 │ 31 │
├───┼──┼──┤
│ 8-9 │ 35 │ 32 │
├───┼──┼──┤
│10-11│ 36 │ 33 │
└───┴──┴──┘
Аналогично и в других классах произошло увеличение на 1 час.
Если же смотреть на последнюю колонку, то там для 2-4 классов действительно 23 часа, но сравнивать это нужно с 22 часами, т.к. именно такая нагрузка была по старому СанПиНу при 5-дневной неделе.

Видимо в Твери учат считать (или читать) еще хуже, чем в Кирове)))

Кое-как сделал таблицы. Исправлял раз 10. Но думаю понятно, что сравнивать пятидневную и шестидневную неделю не стоит)))

В старом САНПИНЕ была одна фраза, которой в новом САНПИНЕ нет:
"При 35-минутной продолжительности уроков во 2-4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе - 25 часов." Что ж Вы ее не указали?
В нашей гимназии было по 5 уроков при пятидневке и уроки по 45 минут. Развивающая программа "Эльконин-Давыдов" , английский язык по программе повышенного уровня сложности (3-я модель согласно принятому городскому стандарту).
Нам на родительском собрании зачитали новый учебный план и предупредили, что он сокращен на 3 часа.
И это не только в нашей гимназии.
Подруга у которой дочь в математической школе уже в этом году платила за различные нематематические факультативы (типа литературы, химии, биологии, истории) т.к. если не платить оценки хорошей не будет! Ребенок учится в музыкальной школе, просто не хватает времени посещать все факультативы,поэтому платят, но не ходят лишь бы оценки не портить. На каком САНПИНЕ они базируются, если факультативные, групповые индивидуальные занятия должны входить в объем максимально допустимой нагрузки?
Понимай, как хочешь.
Меня, честно говоря, не особо интересует на основании чего я теперь буду доплачивать за отобранные часы - ГЛАВНОЕ мне нужно теперь ежемесячно выделять дополнительно 3000 - 4000 репетиторам на гимназический английский, который до 2011 года в нашей гимназии был бесплатным. И, поэтому, просто противно слушать первых лиц государства какая блестящая перспектива при новых стандартах и ФЗ-83 ожидает моего ребенка, учитывая скорость сокращения бюджетных мест в ВУЗАХ. К нашему окончанию школы - бюджетных мест практически не останется. Выход один - учить самим финский, китайский и уезжать, чтобы получить бесплатное высшее образование в тех странах, где оно есть. А потом желательно там и остаться!

Вы пишите:
В старом САНПИНЕ была одна фраза, которой в новом САНПИНЕ нет:
"При 35-минутной продолжительности уроков во 2-4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе - 25 часов." Что ж Вы ее не указали?

Но эта фраза не в вашу пользу!
35 минут умножим на 27 часов получаем 945 минут при 6-дневной учебной неделе.
по новому СанПиНу получаем 45 минут на 26 часов, т.е. 1170 минут в неделю.
Где же здесь уменьшение???

Далее по тексту:
В нашей гимназии было по 5 уроков при пятидневке и уроки по 45 минут.

Но это было явное нарушение старого СанПиНа. Чего же здесь обсуждать и пинять на изменение законодательства. Если школа просто стала выполнять законы. Вот и все.

И ругать законодательство не нужно (хотя оно мне тоже не нравится, но здесь критика не к месту).

при пятидневке уменьшается кол-во уроков

gricaen

2011-06-10 06:43 am (UTC)

Что Вы мне минуты суммируете. Теперь при пятидневке по новому САНПИНУ никак не получается 25 уроков. Только 23 (если убрать третью физ-ру - 22). И бюджет не выделяет теперь средства на эти 3 урока. Кол-во оплачиваемых бюджетом предметов уменьшается.
Вот о чем речь. Что все гимназии действовали незаконно?
В порядке исключения превышение гимназистом максимальной часовой нагрузки допускается с разрешения психологической службы и врача по совместному решению Педагогического Совета, администрации, РОНО и родителей. И оно будет опять - только платно!
Все это - лукавство! Уроки снимаются из плана - и никто не виноват! Кто виноват? Новый стандарт для младшей школы?
Со следующего года по нему начинают работать все первые классы.
Но не вся начальная школа. Кстати, новый стандарт для начальной школы также предусматривает лишь два урока единственного иностранного в неделю и три в неделю для основной. Значит нам теперь до 10 класса уж точно придется платить за углубленный английский! А что в 10-11? Там 3 урока -это ОБЖ, Россия в мире, физ-ра - обязательные. Остается по выбору 7. Учитывая, что русский, иностранный, обществознание, история, математика, информатика,физика - нужны. За химию, биологию, географию - просто, чтобы не быть дураком придется платить! Интегрированные курсы, простите - это для дебилов, а не для современного человека. Я, например, до 6 класса хотела стать актрисой, до10 -го хотела стать юристом - усиленно изучала историю, обществоведение, иностранный. А после окончания 10-го вдруг решила поступать на прикладную математику. И очень легко поступила без репетиторов и дополнительных занятий.
У наших детей уже так не получится.
Эпопея перевода младшей школы опять на 6-ти дневку началась дйствительно не сегодня, а с 2002 г. после принятия САНПИНА действующего сейчас. Приходилось переходить, чтобы выполнить учебный план.
Действительно, многие гимназии уже несколько лет работают на 6-ти дневке. Мы оставались, слава богу, на 5-ти дневке без ущерба учебному плану.
Нарушения не было, потому что до сего времени гимназиям и лицеям разрешалось превышение максимальной нагрузки до 25 в неделю. По какому САНПИНУ в некоторых гимназиях и школах был второй иностранный, экономика, дополнительная информатика?
Если платные факультативы - нет превышения нагрузки, если бесплатные уроки - превышение. Гимназиям и лицеям разрешалось составлять свой учебный план и включать дополнительные бесплатные уроки.
Теперь этого не будет. Будет единый стандарт для всех.
Два иностранного в начальной школе, три в основной. Какой углубленный английский? Какая математика? Хочешь - плати.
Со следующего года в нашей гимназии сократилась ставка преподавателя продленки. Либо продленки вообще теперь не будет (в первом классе, чтобы обеспечить спальные места директору лучше, вообще, от продленки отказаться), в других классах если и будет, то теперь платная. Это закон ФЗ-83. Очень хороший закон!
А за гимназии и лицеи теперь родителям придется платить и разработчики стандарта этого не скрывают, говорят прямо:
«- Если гимназии и лицеи реализуют дополнительные программы, то это может вводиться как платное обучение. Но выделение их в отдельные субъекты стандартизации я считаю необоснованным.»
Это значит лишь одно, что теперь гимназическое обучение будет лишь для богатых!
Мы можем сколько угодно спорить, что это не так!
В любом случае, спасибо, что Вы попытались разобраться в нашей ситуации. Все не так однозначно.
Но три урока в следующем году у нас отбирают И ЭТО РЕАЛЬНОСТЬ, семейный бюджет в следующем году у нас будет на 2000 - 4000 в месяц меньше, за углубленный английский, который мы теперь будем вынуждены оплачивать сами.

Спасибо за информацию

jerrieqol

2011-07-19 10:52 pm (UTC)

Отлично. Ждем новых сообщений на эту же тему :) ЖЖ Ваш что-то слабо раскрученный и плохопосещаем. Рекомендуем раскрутить Ваш ЖЖ с помощью софта XRumer 7 Elite (ХРумер 7 Элите) загрузить можно на http://x-rumer.ru/ слышал эффективная программа для рекламы ЖЖ блогов.

Re: Спасибо за информацию

izabella76

2011-08-21 04:55 pm (UTC)

действительно...странно, что у вас такой малопосещаемый жж.
я узнала о нем из статьи бачинина, на которую дали ссылку в твиттере))))
я даже не знала, что у нас в жж директор физмата есть.

действительно...странно, что у вас такой малопосещаемый жж.
я узнала о нем из статьи бачинина, на которую дали ссылку в твиттере))))
я даже не знала, что у нас в жж директор физмата есть.

You are viewing mihvass